Бросать горсть земли в могилу: откуда пошел этот обычай

Очевидно, что изначальная традиция бросать землю в могилу произошла от более древней религии – то есть от иудаизма. Но откуда она вязалась там? Ведь в библейские времена покойных евреи хоронили «во гробах» – в пещерах-склепах, где тело истлевало, а кости потом складывали в специальные ящики – оссуарии.

Все дело в земле обетованной?
Оказывается, все дело дело в том, что иудеи верили и верят, что воскреснут только те из них, кто похоронен во святой земле Палестины. Поэтому и возник обычай при рассеянии евреев по всей земле класть в могилу каждому из них святую землю из Иерусалима, – так объясняет возникновение обычая историк РПЦ Иван Егорович Троицкий в книге «Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей…» Он указывает, что положение святой иерусалимской земли в гроб или посыпание ею могилы покойного связано с верой иудеев «в ее чудесное действие».

Формула напоминания о смерти
Настоятель храма св. апостолов Петра и Павла (Волгоград) иерей Алексий Плужников в статье «Христианский обряд погребения» указывает, что в православии никакого мистического смысла в обычай посыпать освященной землей покойных не вкладывается. Делают это лишь для того, чтобы лишний раз напомнить присутствующим о бренности земного существования, и о том, что созданы мы из глины, в глину же и отойдем: «Земля еси и в землю отыдеши».

До революции кладбища располагались при храмах, и в них отпевали каждого православного человека. После отпевания священник вместе с прихожанами шел на кладбище, и когда в могилу опускали гроб, брал лопату, и бросал землю вниз, читая молитву, показывая всем, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся.

При большевиках, когда храмов стало мало, отпевать стали заочно. Освященная земля выдавалась родственникам, чтобы они отвезли ее на могилу и там рассыпали, напомнив себе и родным о бренности сосуществования, о конечности бытия.

Когда вера стала иссякать, обычай совершенно оторвался от православия и превратился в некий самодостаточный обряд «прощания», в который со временем стали вкладывать и языческий смысл. Землю снова стали считать главным моментом в погребении, а пожелание усопшему «Царствия небесного!» превратилось в обыденно-атеистическое «Земля пухом!» .

Сегодня священники делают все, чтобы проповедью сломать традицию, однако без понимая сути происходящего на похоронах сделать это сложно.